Мифический сын богини Авроры, погибший в бою с легендарным Ахиллесом в одном из сражений Троянской войны, а после, по воле Зевса, вновь вернувшийся к жизни, царь Эфиопии Мемнон, конечно, не имеет никакого отношения к колоссальным статуям, вот уже 3400 лет молчаливо возвышающимся в окрестностях древних Фив. Тем не менее, именно под этим именем – колоссы Мемнона – огромные статуи прославились на весь мир, став одним из свидетельств могущественного господства фараона Аменхотепа III.
Аменхотеп III правил долго и славно, оставив после себя множество статуй, храмов, портретных изображений в камне. Два каменных исполина, каждый высотой около 20 метров – также изображения самого фараона. Восседая на троне и сложив на коленях руки, каменный Аменхотеп смотрит в даль, в сторону Нила и восходящего солнца.
Колоссы – все, что осталось от грандиозного храмового комплекса, Поминального храма, посвященного Аменхотепу. На протяжении столетий Храм постоянно страдал от разливов Нила, вследствие чего был разрушен, а после разобран на постройку других храмов.
А каменные стражи остались стоять. При этом, один из них довольно сильно пострадал от землетрясения, случившегося в 27 г. до н.э. Статуя раскололась пополам и стала издавать по утрам едва слышимые звуки – легкое посвистывание, возможно, связанное с испарением влаги от повышения температуры под воздействием первых солнечных лучей. Памятуя о том, что мифический Мемнон был сыном Эос (Авроры), богини утренней зари, и, как считается, именно так откликался на зов своей матери, древнегреческие историки нарекли огромные статуи колоссами Мемнона, наделив их способностями оракула. И спросить совета у поющей на рассвете статуи стекались и древние греки, и египтяне, и римляне, оставлявшие благодарственные надписи у подножия статуи. Удивительные способности колосса исчезли в начале 3 в. н.э., после того, как римский император Септимий Север решил провести его реставрацию.
Tweet |
|